Политические течения таблица 19 века – Общественные политические движения России 19 века (Таблица)

Общественные политические движения России 19 века (Таблица)

Название

Лидеры

Идеология, основные идеи

Цели, задачи

Методы борьбы

Результаты

Декабристы – участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.

Причины возникновения:

1. Российская  действительность с её бесчеловечным крепостничеством

2. Патриотический  подъём, вызванный  победой в Отечественной  войне  1812  года

3. Влияние работ  западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье;

4. Нежелание правительства Александра проводить последовательные реформы

Орден русских рыцарей

(1815-1817)

(Л) М. Ф. Орловым

и М. А. Дмитриевым-Мамоновым

В начале речь шла об учреждении конституционной монархии с ограничением самодержавной власти посредством Сената, часть членов которого была бы назначаемой, а часть — выборной от дворянства и горожан. В конце 1816 года Дмитриев-Мамонов написал новый проект, т. н. «Краткий опыт», предусматривающий уже парламент из двух палат вельмож и мещан, причем среди последних допускались даже представители «поселян».

Учреждение в России конституционной монархии

В 1816 году в типографии Московской медико-хирургической академии тиражом 25 экземпляров были опубликованы «Краткие наставления русским рыцарям» М. А. Дмитриева-Мамонова

 

Священная артель

братья Муравьевы: Николай Николаевич   Александр Николаевич

Муравьевых Михаил

   

Александр 1 узнал о ней и повелел «прекратить сборища офицеров».

Союз спасения

(1816—1818)

Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой

Члены Союза называли себя «истинными и верными сынами Отечества». Каждый из них должен был действовать на общую пользу, поддерживать все благие дела страны, препятствовать злу, преследовать чиновников, радеющих лишь о собственной выгоде, и других бесчестных людей. Члены Союза спасения клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны.

Над уставом, или «статусом», Союза больше всех поработал Пестель.

уничтожение крепостного права и введении конституционной монархии путем открытого выступления в момент смены императоров на престоле, свержение тирании.

Предложение И. Д. Якушкина: осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве

В конце 1817 г. было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

Союз благоденствия

(1818—1821)

Муравьевыми А.Н. и Н.М., Колошиным П. и князем Трубецким С.П.

По идеологии был схож с Союзом спасения, так же стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей.

Журнал «Россиянин XIX века» / Тургенев

нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных.

Скрытая цель: заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества

Государственный переворот

Основной силой   переворота решено было сделать армию, которой руководили бы члены тайного общества.

было решено распустить общество в следствии указа о запрещении тайных обществ (1821г.)

Южное общество

(1821—1825)

П. И. Пестель

Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году.

Революционный переворот, с помощью армии.

Члены общества   намеревались взять   власть     в   столице, вынудив     императора   отречься.

В начале января 1825г. черниговский полк     был   окружен   правительственными   войсками     и разбит.

Северное общество

(1822—1825)

Н.М. Муравьёв, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, Н.И. Тургенев, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин.

Программным документом «северян» была Конституция Н. М. Муравьёва.Она предполагала   конституционную   монархию, основанную     на   принципе   разделения   властей. Император лишался права издавать законы, объявлять войну, заключать мир, покидать пределы страны. Законодательная власть принадлежала двухпалатному Народному вече. Члены Северного     общества были противниками насилия и предполагали после переворота созвать Учредительное собрание, которое должно было принять «Конституцию».

журнал «Полярная звезда» / Бестужев и Рылеев

Революционный переворот, с помощью армии.

Влиятельное радикальное крыло (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин) разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля.

декабрь 1825 года восстание декабристов попытка государственного переворота, состоявшаяся в столице.

Это способствовало   активизации   общественно-политического   движения     в   1830–1850г.

Консерваторы – соц. движение которое выступает за сохранение без изменений того что есть, возврат назад прежний формы, и проведение реформ для стабилизации общества, которые не меняют систему

Причины возникновения: Издание Манифеста 17 октября 1905 г.

(1833-1995)

(Л) С. С. Уваров

министр просвещения

Теория официальной народности

Идеология: самодержавие, православие народность.

Делиться на 3 периода

1) 1833-1861г. (И) Погодин, Шевырев – профессора МГУ.

Журнал «Москвитянин» / Погодин

И в Санкт Петербурге «Северная пчела»/ Булгарин, Греч, Усов.(консервативный триумвират в журналистике)

2) 1861-1881г. (связан с периодом великих реформ и правлением Александра 2)

Издание «Москва ведомости» / Катков — бывший либерал

3) 1881-1905г. (связан с политикой контр реформ Александра 3 + усиление реакции + консервативного права Николая 2)

Издание «Москва-Ведомости» / Победоносцев — обер-прокурор Святейшего Синода, Толстой, Мещерский

-сохранение без изменений того что есть,

-возврат назад прежние формы,

-проведение реформ для стабилизации общества, которые не меняют систему

Сохранение и укрепление центральной власти, через умеренные

реформы

 

Либералы — идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Причины возникновения:

1. Опубликование письма Чаадаева

2. Первый учредительный съезде в Москве 12 – 18 октября 1905 г.

Славянофилы

(1836-1862)

(Л) И. В. Киреевский

(И) А. С. Хомяков – историки МГУ,

(Л) Братья Аксаковы

1) 1836-1848 (из-за Европейской революции)

Близки к консерваторам и сотрудничают с журналом Москвитянин.

Происходил либерализация идей славянофилов. Проблема России «нету связи царя и народа» Возрождение православия

2) 1856-1862 «Русская мысль»/ Братья Аксаковы.

«Сельское благоустройство»/ Братья Аксаковы

Выступают за самодержавие и земский собор, земско ограниченное самодержавие

Культурно-просветительская работа среди населения.

Социальные реформы

Несмотря   на     огромный   вклад   в     развитие   русского   самосознания, славянофилы   не     смогли   выработать   целостного   мировоззрения, что в значительной степени объяснялось характером той космополитической среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма.

Западники

Представители

(И) Грановский,

(И) Кавелин, (И) Чичерин, (И) Соловьев, (И) Боткин,

(И) Анненко

Особенности культурного, бытового и общественно-политического как следствие задержек и отставания в развитии. Имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

Изменить её социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести.

Культурно-просветительская работа среди населения.

 

Радикалы – «обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах»

Революционные демократы

Белинский

Добролюбов Чернышевский

Революционные демократы сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма. Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму.

  

Их заслугой было то, что они, положительно оценивая многие педагогические идеи и требования прогрессивных педагогов, резко выступали против компромиссов в решении вопросов воспитания, стояли на материалистических позициях и не возлагали утопических надежд на способность царского правительства осуществить демократические реформы в области народного образования.

Социал-утописты

А.И.Герцен

Идеи о более справедливом обществе. Герцен частично не был согласен с западниками в плане того, что опыт Запада не подходит Русскому народу.

Переход к социалистическому строю

народная революция

кружок разгромлен в Петербурге в 1849 году

Народники — участники общественного движения в России второй половины XIX в., социалисты, сторонники мирных социально-политических реформ.

Причины возникновения: Объединение различных неонароднических кружков левого направления

А) Пропагандистское

“Земля и воля”

1876-1879г.

“Черный передел”

1879-1881г.

П.Л. Лавров

Сила исторического прогресса интеллигенция, способная критически мыслить. Крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.

Переход к социалистическому строю

Социальная революция,

пропаганда

Крестьяне не оправдали революционных надежд народников

Б) Бунтарское

М.А. Бакунина

Любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее.

Крестьянство готово к революции, поэтому задача героев из интеллигенции, критически мыслящих личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Все отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, “необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство” и создана федерация свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Уничтожение государства и создание федерации самоуправляемых общин

Социальная революция

разгром создаваемой анархистами «Черной гвардии»

В) Заговорщическая

Народная воля

1879-1881г.

Ткачев,

Желябов, Перовская, Михайлов

П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям.

Разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике.

Уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.

Политический переворот, террористические акты, “хождение в народ”, цель которого — охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание (как предлагал Бакунин)

В результате

1 марта 1881 г. Александр 2 был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

усилению реакции и полицейского произвола в стране

Рабочее движение

Причины возникновения:

1) народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы

2) Съезд в июне-июле 1903 г. в Брюсселе

А) легальный марксизм

Освобождение труда 1883-1891г.

(Л) Плеханова, Игнатова, (Л) Засулич, (И) Маркс, (И) Ф.Энгельс

Придерживались марксистских взглядов на путь развития России, их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции

превращения организации во всероссийскую

реформистский путь развития, против социалистической революции и диктатуры пролетариата.

буржуазно-демократическа революция

пропаганда марксизма, критика народничества

Заложено начало формирования рабочего класса

Б) Ортодоксальный марксизм

Союз борьбы за освобождение рабочего класса

1894г.

Г. В.Плеханов

В.И. Ульянов, Ю.О. Цедербаум

Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).

Сокращение рабочего дня, повышение расценок, своевременная выплата зарплаты

буржуазно-демократическа революция,

издание листовок, создание рабочих кружков

закон о сокращении рабочего дня до 11,5 часов

infotables.ru

Общественно политические движения XIX в. Таблица

Общественно политические движения XIX в.
Причины
Название
Лидеры
Идеология, основные идеи
Цели, задачи
Методы борьбы
Результаты
возникновения
Декабристы – участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие
антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.
1. Российская
В 1816 году в
действительност
В начале речь шла об учреждении конституционной
типографии
ь с её
монархии с ограничением самодержавной власти
Московской медикобесчеловечным
(Л) М. Ф.
хирургической
посредством Сената, часть членов которого была бы
крепостничеств
Орден русских
Орловым
назначаемой, а часть — выборной от дворянства и
Учреждение в России
академии тиражом 25
ом
рыцарей
и М. А.
горожан. В конце 1816 года Дмитриев-Мамонов
конституционной
экземпляров были
Дмитриевым2.
(1815-1817)
написал новый проект, т. н. «Краткий опыт»,
монархии
опубликованы
Патриотический
Мамоновым
«Краткие наставления
предусматривающий уже парламент из двух палат
подъём,
вельмож и мещан, причем среди последних
русским рыцарям» М.
вызванный
допускались даже представители «поселян».
А. Дмитриевапобедой в
Мамонова
Отечественной
братья
войне 1812
Муравьевы:
года
Николай
Александр I узнал о ней
3. Влияние
Николаевич
и повелел «прекратить
Священная артель
работ
Александр
сборища офицеров».
западных
Николаевич
просветителей:
Муравьевых
Вольтера,
Михаил
Руссо,
Александр
Монтескье;
Муравьёв и
Члены Союза называли себя «истинными и верными
уничтожение
4. Нежелание
Никита
сынами Отечества». Каждый из них должен был
крепостного права и
В конце 1817 г. было
правительства
Муравьёв,
действовать на общую пользу, поддерживать все
введении
Предложение И. Д.
решено, распустив
Александра
капитан Иван
благие дела страны, препятствовать злу,
конституционной
Якушкина: осуществить общество, создать на его
проводить
Якушкин,
Союз спасения
преследовать чиновников, радеющих лишь о
монархии путем
цареубийство во время основе более
последовательн
Матвей
(1816—1818)
собственной выгоде, и других бесчестных людей.
открытого выступления
пребывания
многочисленную
ые реформы
МуравьёвЧлены Союза спасения клялись на кресте и Евангелии в момент смены
императорского двора
организацию, которая
Апостол и Сергей
в сохранении тайны.
императоров на
в Москве
могла бы повлиять на
МуравьёвНад уставом, или «статусом», Союза больше всех
престоле, свержение
общественное мнение.
Апостол, князь
поработал Пестель.
тирании.
Сергей
Трубецкой

Союз благоденствия
(1818—1821)

Муравьевыми
А.Н. и Н.М.,
Колошиным П. и
князем
Трубецким С.П.

По идеологии был схож с Союзом спасения, так же
стремился к широкому распространению
либеральных и гуманистических идей.
Журнал «Россиянин XIX века»/Тургенев

нравственное
(христианское)
воспитание и
просвещение народа,
помощь правительству в
благих начинаниях и
смягчение участи
крепостных.
Скрытая цель:

Государственный
переворот
Основной силой
переворота решено
было сделать армию,
которой руководили бы
члены тайного
общества.

было решено распустить
общество в следствии
указа о запрещении
тайных обществ (1821г.)

заключалась в
установлении
конституционного
правления и
ликвидации
крепостничества
В начале января 1825г.
черниговский полк был
Южное общество
П. И. Пестель
окружен
(1821—1825)
правительственными
войсками и разбит.
декабрь 1825 года
Программным документом «северян» была
восстание декабристов
Конституция Н. М. Муравьёва. Она предполагала
Влиятельное
попытка
конституционную монархию, основанную на
Н.М. Муравьёв,
радикальное крыло (К.
государственного
принципе разделения властей. Император лишался
С.П. Трубецкой,
Ф. Рылеев, А. А.
переворота,
права издавать законы, объявлять войну, заключать
Революционный
М.С. Лунин,
Северное общество
Бестужев, Е. П.
состоявшаяся в столице.
мир, покидать пределы страны. Законодательная
Н.И. Тургенев,
переворот, с помощью
(1822—1825)
Оболенский, И. И.
Это способствовало
власть принадлежала двухпалатному Народному
Е.П.
армии.
Пущин)
разделяло
активизации
вече.
Члены
Северного
общества
были
Оболенский,
положения
«Русской
общественнопротивниками
насилия
и
предполагали
после
И.И. Пущин.
правды» П. И. Пестеля.
политического
переворота созвать Учредительное собрание,
движения в 1830–
которое должно было принять «Конституцию».
журнал «Полярная звезда»/Бестужев и Рылеев
1850г.
Консерваторы – соц. движение которое выступает за сохранение без изменений того что есть, возврат назад прежний формы, и проведение реформ для стабилизации общества, которые не меняют
систему
Теория официальной народности
Идеология: самодержавие, православие народность.
Делиться на 3 периода
1) 1833-1861г. (И) Погодин, Шевырев – профессора
МГУ.
Журнал «Москвитянин»/ Погодин
-сохранение без
И в Санкт Петербурге «Северная пчела»/ Булгарин,
изменений того что
Греч, Усов.(консервативный триумвират в
журналистике)
есть,
Сохранение и
-возврат назад прежние укрепление
Издание
2) 1861-1881г. (связан с периодом великих реформ и
(Л) С. С. Уваров
формы,
Манифеста 17
правлением Александра II)
центральной власти,
(1833-1995)
министр
-проведение реформ
через умеренные
октября 1905 г.
Издание «Москва ведомости»/Катков — бывший
просвещения
либерал
для стабилизации
реформы
3) 1881-1905г. (связан с политикой контр реформ
общества, которые не
Александра III + усиление реакции + консервативного меняют систему
права Николая II)
Издание «Москва-Ведомости»/Победоносцев — оберпрокурор Святейшего Синода, Толстой, Мещерский
Политической программой Южного общества стала
«Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в
Киеве в 1823 году.

Революционный
переворот, с помощью
армии.

Члены общества
намеревались взять
власть в столице,
вынудив императора
отречься.

Либералы — идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.
Несмотря на огромный
вклад в развитие
русского самосознания,
1) 1836-1848(из-за Европейской революции)
славянофилы не
(Л) И. В.
Близки к консерваторам и сотрудничают с журналом
Культурносмогли выработать
Выступают за
Киреевский
Москвитянин.
просветительская
целостного
самодержавие и
Славянофилы
(И) А. С. Хомяков Происходил либерализация идей славянофилов.
работа среди
мировоззрения, что в
земский собор, земско
(1836-1862)
Проблема России «нету связи царя и народа»
– историки МГУ,
населения.
значительной степени
ограниченное
Опубликование
(Л) Братья
Возрождение православия
Социальные реформы
объяснялось характером
самодержавие
письма
Аксаковы
2) 1856-1862 «Русская мысль»/Братья Аксаковы.
той космополитической
Чаадаева
«Сельское благоустройство»/Братья Аксаковы
среды, из которой
многие из них вышли и
Первый
которая толкала их в
учредительный
сторону либерализма.
съезде в Москве
Изменить её социально12 – 18 октября
политический строй,
1905 г.
Представители
установить
Особенности культурного, бытового и общественноконституционную
(И) Грановский,
Культурнополитического как следствие задержек и отставания в монархию, смягчить и
(И) Кавелин, (И)
просветительская
Западники
Чичерин, (И)
развитии. Имеется единственный путь развития
даже отменить
работа среди
человечества, на котором Россия вынуждена
Соловьев, (И)
крепостное право,
населения.
догонять развитые страны Западной Европы.
Боткин,
наделить крестьян
небольшими наделами
(И) Анненко
земли, ввести свободу
слова и совести.
Радикалы – «обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах»
Их заслугой было то, что
они, положительно
оценивая многие
педагогические идеи и
требования
прогрессивных
педагогов, резко
Революционные демократы сочетали идею
выступали против
крестьянской революции с идеями утопического
компромиссов в
Белинский
социализма. Рассматривали крестьянство как
Революционные
решении вопросов
Добролюбов
главную революционную силу в стране; полагали, что
демократы
Чернышевский
воспитания, стояли на
Россия после уничтожения крепостного права путём
материалистических
крестьянской революции, минуя капитализм, придёт
позициях и не возлагали
через крестьянскую общину к социализму.
утопических надежд на
способность царского
правительства
осуществить
демократические
реформы в области
народного образования.

Герцен
частично не был
согласен с
западниками в
плане того, что
опыт Запада не
подходит
Русскому
народу.

Социал-утописты

1)Объединение
различных
неонародническ
их кружков
левого
направления

Народники — участники общественного движения в России второй половины XIX в., социалисты, сторонники мирных социально-политических реформ.
Сила исторического прогресса интеллигенция,
способная критически мыслить. Крестьянство не
готово к революции, поэтому необходимо
А) Пропагандистское
Переход к
Социальная
подготовить пропагандистов из образованных
Крестьяне не оправдали
“Земля и воля”
социалистическому
П.Л. Лавров
“критически мыслящих личностей”, задачей которых
революция,
революционных надежд
1876-1879г.
строю
народников
“Черный передел”
является хождение в народ не с целью организации
пропаганда
1879-1881г.
немедленного бунта, а для того, чтобы путем
длительной пропаганды социализма подготовить
крестьян к революции.
любое государство препятствует развитию личности,
угнетает ее.
Крестьянство готово к революции, поэтому задача
героев из интеллигенции, критически мыслящих
Уничтожение
личностей пойти в народ и призвать его к восстанию,
разгром создаваемой
государства и создание
к бунту. Все отдельные вспышки крестьянских
Б) Бунтарское
М.А. Бакунина
Социальная революция анархистами «Черной
федерации
восстаний, считал Бакунин, “необходимо слить в
самоуправляемых
гвардии»
общее всепоглощающее пламя крестьянской
общин
революции, в огне которой должно погибнуть
государство” и создана федерация свободных
самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих
артелей.
Уничтожение
самодержавия,
создание
П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического
демократической
Политический
В результате
направления не верил в возможность осуществления
республики,
переворот,
1 марта 1881 г.
революции силами народа, возлагал свои надежды
террористические акты, Александр II был
политические свободы,
на революционное меньшинство. Ткачев считал, что
Ткачев,
социализация земли,
“хождение в народ”,
смертельно ранен и через
самодержавие не имеет классовой опоры в
В) Заговорщическая
Желябов,
уничтожение частной
цель которого —
несколько часов
обществе, поэтому возможен захват власти группой
Перовская,
Народная воля
скончался.
собственности на
охватить как можно
Михайлов
1879-1881г.
революционеров и переход к социалистическим
землю, превращение ее больше деревень и
преобразованиям.
усилению реакции и
поднять крестьян на
в общенародную
Разуверившись в возможности народной революции
полицейского произвола
собственность,
восстание (как
в России, перешли к узко заговорщической и
в стране
передача земли
предлагал Бакунин)
террористической тактике.
крестьянам по
уравнительным
нормам.

А.И.Герцен

Идеи о более справедливом обществе

Переход к
социалистическому
строю

народная революция

кружок разгромлен в
Петербурге в 1849 году

Рабочее движение

1) народники
потеряли свою
роль главной
антиправительст
венной силы
2) Съезд в июнеиюле 1903 г. в
Брюсселе

А) легальный марксизм
Освобождение труда
1883-1891г.

Б) Ортодоксальный
марксизм
Союз борьбы за
освобождение
рабочего класса
1894г.

(Л) Плеханова,
Игнатова, (Л)
Засулич, (И)
Маркс, (И)
Ф.Энгельс

Придерживались марксистских взглядов на путь
развития России, их привлекла идея достижения
социализма путем пролетарской революции

превращения
организации во
всероссийскую
реформистский путь
развития, против
социалистической
революции и диктатуры
пролетариата.

Г. В.Плеханов
В.И. Ульянов,
Ю.О. Цедербаум

Глубокая и основательная критика методологических
основ буржуазной социологии, противопоставлял ей
марксистскую социологию, (социологию
предвидящую).

Сокращение рабочего
дня, повышение
расценок,
своевременная выплата
зарплаты

1848-1856г. Период мрачного семилетия Николая I запрещает деятельность общественных изданий.
1905г Первая Русская революция
1905г. Закон, разрешающий партии.

буржуазнодемократическа
революция
пропаганда марксизма,
критика народничества

Заложено начало
формирования рабочего
класса

буржуазнодемократическа
революция,
издание листовок,
создание рабочих
кружков

закон о сокращении
рабочего дня до 11,5
часов

freedocs.xyz

Основные направления общественно-политической мысли XIX века

Возникшее в XIX веке индустриальное общество подняло острейшие проблемы социального бытия. Ни просветители, ни революционные потрясения предыдущего века, не сумели разрешить противоречия в обществе, углубившиеся на заре индустриальной эры. В новых условиях свои способы решения проблемы предложили сформировавшиеся в разных слоях общества течения, воплощенные в общественно-политической мысли.

Радикальная эволюция общественно-политической мысли

Таким образом, на протяжении всего XIX века в российском общественно-политическом движении происходила поляризация сил. Правительство, проводя реформы в социально-экономической сфере, уходило от преобразования средневекового самодержавия в феодальную монархию. Слабая и неоформленная либеральная оппозиция не была востребована властью, что дало возможность революционным элементам овладеть сознанием масс.

Революционное народничество, перейдя к тактике террора, спровоцировали контрреформы, покончившие с народничеством. Царское правительство, само того не желая расчистило путь марксистам, которые вначале следующего века поставили на дыбы Российскую империю.

Социально-политические движения продукт промышленной революции

В Западноевропейских странах сложился запрос от социальных групп на воплощение своих чаяний в конкретные программы преобразования государства и общества. Откликнувшиеся на запрос мыслители развили общественно-политические учения по пяти основным направлениям. Каждое из этих течений имело особый взгляд на пути общественного развития и обеспечение личности правами.

Течение

Идеологи

Выражает интересы

Основополагающие идеи

Способы добиться целей

Консерватизм

Бёрк, Гоббс, де Местр

Аристократии и духовенства

Отстаивание традиционных ценностей и порядков. Верность социальным или религиозным доктринам. Главная ценность — сохранение традиций социума, его институтов и ценностей

Умеренные преобразования

Либерализм

Локк, Юм, Кант, Руссо

буржуазии

Права и свободы любого человека – это высшая ценность, государственные и церковные средства влияния на жизнь граждан и социума ограничиваются конституцией.

Принципы — незыблемость частной собственности, свободные торговля и предпринимательство.

Выборы, реформы

Социализм

Сен-Симон, Фурье, Оуэн

буржуазии, наемных рабочих, крестьян

Социальная справедливость, свобода и равенство. Общественная собственность или всеобщий контроль над природными ресурсами.

Природный выбор граждан, выборы, реформы. 

Коммунизм

Маркс и Энгельс

Рабочего класса (пролетариата)

Неотвратимость борьбы между классами и социалистической революции. Главная роль пролетариата в революции. Удаление товарного производства и ликвидация частной собственности. Коммунистическое общество всестороннее развивает каждого социального индивида.

Социальная революция

Анархизм

Прудон, Кропоткин, Бакунин

Трудящегося народа

Уничтожение обязывающего управления и власти человека над человеком, социальные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого.

самоорганизация граждан

Глубинная трансформация мировоззрения европейцев стала следствием промышленной революции XIX века. Все оформившиеся в этот период направления общественно-политической мысли отражали существенные изменения во взглядах на государство, политику и роль личности в истории.

Особенности развития социально-политической мысли в России

На протяжении XIX века в Российской империи предпринимались попытки сначала подправить, а потом и полноценно реформировать социальный порядок и вековые устои общества. В первую четверть столетия зародились общественные движения и начали формироваться главные направления отечественной общественно-политической мысли.

Течение

Идеологи

Выражает интересы

Основополагающие идеи

Способы достижения целей

Консервативное

Уваров,

Устрялов,

Погодин.

Привилегированных сословий и бюрократии

— Теория официальной народности.

— За власть и сохранение старых порядков.

— Против радикальных реформ.

Всемерное укрепление основ самодержавия

Либеральное

Славянофилы

Киреевский, Аксаков, Самарин, Хомяков.

Патриотической интеллигенции

Россия должна развиваться по собственному пути. Самодержавие может сохраняться, но народ может через Земские соборы выражать свою волю.

Реформы сверху с учетом мнения народа.

Западники

Грановский, Соловьев, Кавелин, Чичерин

Либеральной интеллигенции

Путь развития России и Западной Европы един. Благо страны в следовании западному примеру и стремлении стать частью единой, общечеловеческой культуры.

Мирная реализация реформ.

Революционно-демократическое

Буташевич-Петрашевский, Герцен, Огарев

Студенческая молодежь

Упразднение самодержавия и крепостничества. Установление истинного народовластия.

Радикальные реформы и бунты.

Марксизм

Плеханов,

Ленин

Рабочий класс

Капитализм исчерпал свои возможности и должен преобразоваться в коммунизм.

Социальная революция.

Анархизм

Кропоткин,

Бакунин

Трудовой народ

Отрицание государства как политического института.

Самоорганизация общества сознательных индивидов.

В середине и последующей второй половине XIX века, отечественная общественно-политическая мысль достигла своего расцвета. Наступающая индустриальная эпоха несла колоссальные социально-экономические изменения, ставившие во главу угла проблему переустройства государственной власти в стране.

histerl.ru

«Идейно-политические движения в России (XIX век)»

Император

Название движения

Основные программные цели и историческое движение

Александр I

Союз спасения (1816—1818)

Подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления. Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

Союз благоденствия(1818—1821)

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество.

Николай I

Славянофилы (1830-1840 гг.)

Отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

Западники (1830-1840 гг.)

С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.

Петрашевцы( до 1849 г.)

Петрашевцы сильно увлекались идеями французских социальных реформаторов, но в этом увлечении не было ничего политически опасного, и притом оно было присуще весьма многим образованным людям того времени (см. воспоминания Панаева, Анненкова, Милюкова, Достоевского, Салтыкова, письма Белинского и мн. др.). Разговоры о Нью-Ланарке Оуэна, об «Икарии» Кабэ, о «фаланстерах» Фурье, о Прудоне, Луи-Блане составляли преобладающую тему задушевных бесед, имевших безусловно платонический характер. Из социальных систем собеседники черпали только общегуманную подкладку, стремление положить общее благо, правду и справедливость в основу общественной жизни. Об устройстве фаланстеров в России они не думали.

Александр II

Кружок «ишутинцев» (1863-1866)

Ишутинцы считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пытались организовать разного рода производственно-бытовые артели. В Москве ими были открыты переплетная и швейная мастерские, воскресная школа и Общество взаимного вспомоществования для бедных студентов. В 1865 г. Ишутинцы пришли к мысли о необходимости более активной деятельности и в феврале 1866 г. создали тайное общество под названием «Организация». Член кружка Дмитрий Каракозов по своей инициативе совершил покушение на Александра II: 4 апреля 1866 г. он стрелял в императора у Летнего сада в Петербурге, но промахнулся и был схвачен. Суд приговорил его к повешению, остальных членов кружка — к разным срокам каторги и ссылки.

Александр

Южнороссийский союз рабочих(1875),и Северный союз русских рабочих(1878)

Программы этих рабочих организаций ставили задачи борьбы за политические свободы и социальное переустройство. В 80-е годы рабочее движение приобретает более широкий характер и распространяется на различные районы страны. За период 1875-1894 гг. в стране произошли 341 стачка и 230 волнений, в которых участвовало около 350 тыс. рабочих. Крупные забастовки на отдельных предприятиях (1885 г., Морозовская стачка) сменяются забастовками в масштабах целого города (30 тыс. стачечников в 1896 г.)

«Освобождение труда» (1883)

Свержение самодержавия, установление демократических свобод, ликвидацию крепостнических пережитков, т.е. буржуазно-демократическая революция. Марксисты видели себя орудиями истории, выразителями подлинной народной воли. У российских марксистов, так же, как и у народников, проявлялась буквально религиозная вера в то, что в результате народной революции в России возможно быстрое построение во всех отношениях справедливого общества, где искоренится любое социальное зло.

«Либеральные бюрократы»

Либералы выступали с критикой политического режима, поддерживали мысль о буржуазной конституции и парламентаризме в России. К.Д. Кавелин, Б.Н.Чичерин писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни.  Российский либерализм был слаб, что объяснялось неразвитостью социальной структурой страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», то есть достаточно многочисленной буржуазии.

studfiles.net

«Идейно-политические движения в России (XIX век)»

Император

Название движения

Основные программные цели и историческое движение

Александр I

Союз спасения (1816—1818)

Подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления. Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

Союз благоденствия(1818—1821)

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество.

Николай I

Славянофилы (1830-1840 гг.)

Отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

Западники (1830-1840 гг.)

С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.

Петрашевцы( до 1849 г.)

Петрашевцы сильно увлекались идеями французских социальных реформаторов, но в этом увлечении не было ничего политически опасного, и притом оно было присуще весьма многим образованным людям того времени (см. воспоминания Панаева, Анненкова, Милюкова, Достоевского, Салтыкова, письма Белинского и мн. др.). Разговоры о Нью-Ланарке Оуэна, об «Икарии» Кабэ, о «фаланстерах» Фурье, о Прудоне, Луи-Блане составляли преобладающую тему задушевных бесед, имевших безусловно платонический характер. Из социальных систем собеседники черпали только общегуманную подкладку, стремление положить общее благо, правду и справедливость в основу общественной жизни. Об устройстве фаланстеров в России они не думали.

Александр II

Кружок «ишутинцев» (1863-1866)

Ишутинцы считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пытались организовать разного рода производственно-бытовые артели. В Москве ими были открыты переплетная и швейная мастерские, воскресная школа и Общество взаимного вспомоществования для бедных студентов. В 1865 г. Ишутинцы пришли к мысли о необходимости более активной деятельности и в феврале 1866 г. создали тайное общество под названием «Организация». Член кружка Дмитрий Каракозов по своей инициативе совершил покушение на Александра II: 4 апреля 1866 г. он стрелял в императора у Летнего сада в Петербурге, но промахнулся и был схвачен. Суд приговорил его к повешению, остальных членов кружка — к разным срокам каторги и ссылки.

Александр

Южнороссийский союз рабочих(1875),и Северный союз русских рабочих(1878)

Программы этих рабочих организаций ставили задачи борьбы за политические свободы и социальное переустройство. В 80-е годы рабочее движение приобретает более широкий характер и распространяется на различные районы страны. За период 1875-1894 гг. в стране произошли 341 стачка и 230 волнений, в которых участвовало около 350 тыс. рабочих. Крупные забастовки на отдельных предприятиях (1885 г., Морозовская стачка) сменяются забастовками в масштабах целого города (30 тыс. стачечников в 1896 г.)

«Освобождение труда» (1883)

Свержение самодержавия, установление демократических свобод, ликвидацию крепостнических пережитков, т.е. буржуазно-демократическая революция. Марксисты видели себя орудиями истории, выразителями подлинной народной воли. У российских марксистов, так же, как и у народников, проявлялась буквально религиозная вера в то, что в результате народной революции в России возможно быстрое построение во всех отношениях справедливого общества, где искоренится любое социальное зло.

«Либеральные бюрократы»

Либералы выступали с критикой политического режима, поддерживали мысль о буржуазной конституции и парламентаризме в России. К.Д. Кавелин, Б.Н.Чичерин писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни.  Российский либерализм был слаб, что объяснялось неразвитостью социальной структурой страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», то есть достаточно многочисленной буржуазии.

studfiles.net

Таблица Идейные течения XIX века

Либерализм

Выражал интересы и взгляды буржуазии.

Каждый человек обладает всеми правами от рождения: на жизнь, свободу, неприкосновенность частной собственности.

Плюрализм.

Равенство политическое и правовое, гарантированное государством.

Свобода на основе обладания собственностью при условии наличия свободного рынка и конкуренции.

Роль государства в обществе должна быть минимальной.

Провозглашался принцип разделения властей.

Отрицательное отношение к революционному насилию, только реформы.

Джон Милль

Консерватизм

Выражал интересы аристократии.

Политическое устройство должно соответствовать национальным традициям и обычаям – традиционность и преемственность развития.

Считали, что в основе стабильности общества должны лежать семья, дом, религия, уважение к устоям.

Интересы государства должны учитывать интересы личности.

Категорически отрицали революционное насилие, осторожное отношение к реформам.

Демократическое правление безнравственно, следовательно, подчиняться правительству людям следует ради сохранения порядка.

Ф. Шатобриан

Жозеф де Местр

Социализм

Считали, что они должны выражать интересы рабочего класса (пролетариата).

Главной задачей считали свержения власти буржуазии и построение социалистического (коммунистического) общества на основе коллективной собственности и уничтожение частной собственности, эксплуатации человека человеком.

Главная цель – мировая пролетарская революция.

Социалистическая революция, по мнению социалистов, приведет к установлению диктатуры пролетариата – государственной власти рабочих.

К реформам относились пренебрежительно.

А. Сен-Симон,

Ш. Фурье,

Р. Оуэн,

П.-Ж. Прудон – один из основателей анархизма (уничтожение государства и установление самоуправления общества),

К. Маркс и

Ф. Энгельс.

www.soloby.ru

Общественно-политические течения в Европе в 19 веке.

В XIX в. В За­пад­ной Ев­ро­пе офор­ми­лись три ос­нов­ных об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ских те­че­ния: ли­бе­ра­лизм, кон­сер­ва­тизм и со­ци­а­лизм.

Конец XVII в. – идеи ли­бе­ра­лиз­ма (лат. liberalism – «сво­бод­ный») по­яв­ля­ют­ся в трак­та­тах Джона Локка («Два трак­та­та о прав­ле­нии», «По­сла­ние о ве­ро­тер­пи­мо­сти»). Они легли в ос­но­ву фи­ло­со­фии Про­све­ще­ния XVIII века и были на­прав­ле­ны про­тив фе­о­да­лиз­ма и аб­со­лю­тиз­ма. Ос­нов­ные по­ло­же­ния идео­ло­гии ли­бе­ра­лиз­ма были оформ­ле­ны в XIX веке.

Ос­но­во­по­ла­га­ю­щие идеи и цен­но­сти ли­бе­ра­лиз­ма:

· Идея аб­со­лют­ной цен­но­сти че­ло­ве­че­ской лич­но­сти и из­на­чаль­но­го (по рож­де­нию) ра­вен­ства всех людей.

· Сво­бо­да лич­но­сти. Сво­бо­да, огра­ни­чен­ная рам­ка­ми за­ко­на, то есть не угро­жа­ю­щая сво­бо­де дру­гих.

· Ин­ди­ви­ду­а­лизм. От­дель­ный че­ло­век це­нит­ся боль­ше, чем груп­па или со­об­ще­ство. Ин­ди­вид рас­смат­ри­ва­ет­ся как са­мо­цель и дви­жу­щая сила об­ще­ства, а го­су­дар­ство – сред­ство для до­сти­же­ния ин­ди­ви­дом цели.

· Ра­вен­ство. Речь идет о ра­вен­стве воз­мож­но­стей, на ос­но­ва­нии ко­то­рых каж­дый до­би­ва­ет­ся раз­ных ре­зуль­та­тов в за­ви­си­мо­сти от спо­соб­но­стей и тру­до­лю­бия.

· При­зна­ние опре­де­лен­ных неот­чуж­да­е­мых прав че­ло­ве­ка (на жизнь, сво­бо­ду слова, пе­ча­ти, со­бра­ний и т.п.). При­вер­жен­ность де­мо­кра­тии, пар­ла­мен­та­риз­му и идее пра­во­во­го го­су­дар­ства. Идея го­су­дар­ства – «ноч­но­го сто­ро­жа», глав­ные функ­ции ко­то­ро­го охра­на по­ряд­ка и за­щи­та от внеш­ней опас­но­сти.

· То­ле­рант­ность. Идея то­ле­рант­но­сти пред­по­ла­га­ет на­ли­чие плю­ра­лиз­ма – по­ли­ти­че­ско­го и куль­тур­но­го раз­но­об­ра­зия в рам­ках еди­но­го об­ще­ства.

· В эко­но­ми­ке ли­бе­ра­лизм от­ста­и­ва­ет идеи сво­бод­но­го рынка и сво­бод­ной кон­ку­рен­ции.

 

Конец XVIII в. – по­яв­ле­ние кон­сер­ва­тиз­ма (от лат. conservare – «охра­нять», «со­хра­нять»). Кон­сер­ва­то­ры вы­сту­па­ли за со­хра­не­ние су­ще­ству­ю­щих, ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся форм об­ще­ствен­ной жизни.

Ос­но­во­по­ла­га­ю­щие идеи и цен­но­сти кон­сер­ва­тиз­ма:

· Ори­ен­та­ция на тра­ди­цию. Муд­рость про­шло­го вы­ра­же­на и со­хра­не­на в ре­ли­гии, семье, мо­ра­ли. Опи­ра­ясь на свой разум, че­ло­век об­ре­чен на ошиб­ку, по­это­му он дол­жен опи­рать­ся на тра­ди­цию и опыт.

· Праг­ма­тизм. Ори­ен­та­ция на опыт и прак­ти­че­ские об­сто­я­тель­ства.

· Иерар­хия и нера­вен­ство. Кон­сер­ва­то­ры вы­сту­па­ли за со­хра­не­ние со­слов­ных раз­ли­чий.

· Ав­то­ри­тет вла­сти. Власть долж­на ис­хо­дить свер­ху и иметь непре­ре­ка­е­мый ав­то­ри­тет.

 

Пер­вая по­ло­ви­на XIX в. – по­яв­ле­ние кри­ти­че­ско­го уто­пи­че­ско­го со­ци­а­лиз­ма (А. Сен-Си­мон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Тео­рии трех ос­нов­ных пред­ста­ви­те­лей уто­пи­че­ско­го со­ци­а­лиз­ма объ­еди­ня­ет кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к со­вре­мен­но­му им об­ще­ству и мечты о его пе­ре­устрой­стве на более спра­вед­ли­вых на­ча­лах. Кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к об­ще­ству было вы­зва­но тя­же­лым по­ло­же­ни­ем ра­бо­чих в пер­вой по­ло­вине XIX в.: ра­бо­чий день длил­ся от 12 до 16 часов, жили они в очень пло­хих усло­ви­ях, часто недоедали.

Участ­ни­ки

Эд­мунд Бёрк – ос­но­во­по­лож­ник кон­сер­ва­тиз­ма. В книге «Раз­мыш­ле­ния о фран­цуз­ской ре­во­лю­ции» (1790) вы­ра­зил идеи при­вер­жен­но­сти тра­ди­ци­он­но­му об­ще­ствен­но­му по­ряд­ку.

Жозеф де Местр – по­ли­ти­че­ский фи­ло­соф кон­сер­ва­тив­но­го на­прав­ле­ния.

Джон Локк – фи­ло­соф-про­све­ти­тель, ос­но­ва­тель ли­бе­ра­лиз­ма.

Иере­мия Бен­там – юрист, один из ро­до­на­чаль­ни­ков ли­бе­ра­лиз­ма.

Джон Стю­арт Милль – фи­ло­соф, эко­но­мист, один из идео­ло­гов ли­бе­ра­лиз­ма.

Анри Сен-Си­мон – фран­цуз­ский мыс­ли­тель, пред­ста­ви­тель уто­пи­че­ско­го со­ци­а­лиз­ма.

Шарль Фурье – фран­цуз­ский уто­пи­че­ский со­ци­а­лист.

Ро­берт Оуэн – ан­глий­ский уто­пи­че­ский со­ци­а­лист.

Идеи, вы­ра­жен­ные в тру­дах ли­бе­ра­лов, кон­сер­ва­то­ров и со­ци­а­ли­стов, на­хо­ди­ли вы­ра­же­ние в ис­то­ри­че­ском и по­ли­ти­че­ском про­цес­се в Ев­ро­пе XIX в. Ли­бе­раль­ная идея все­об­ще­го ра­вен­ства вы­ра­зи­лась в борь­бе за из­би­ра­тель­ную ре­фор­му, а также за сво­бо­ду слова, пе­ча­ти и ма­ни­фе­ста­ций. В ре­зуль­та­те ре­во­лю­ции 1848 г. во Фран­ции было вве­де­но все­об­щее из­би­ра­тель­ное право (для муж­чин, до­стиг­ших 21 года). Таким об­ра­зом, Фран­ция стала стра­ной с самым ли­бе­раль­ным на тот мо­мент по­ли­ти­че­ским ре­жи­мом. По­сле­до­ва­тель Р. Оуэна, со­ци­а­лист У. Ло­ветт ос­но­вал Лон­дон­скую ас­со­ци­а­цию ра­бо­чих (1836). Идеи уто­пи­че­ско­го со­ци­а­лиз­ма по­вли­я­ли на дви­же­ние чар­тиз­ма в Ан­глии, ко­то­рое бо­ро­лось за по­ли­ти­че­ские права для ра­бо­чих и улуч­ше­ние их эко­но­ми­че­ско­го по­ло­же­ния.

 




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *